Когнитивно-поведенческая терапия> | Метафорические ассоциативные карты> | Техника радикального прощения> |
Метафорические ассоциативные карты
Характерные для постсовременной культуры психические состояния и нарушения нуждаются в специальных способах коррекции, выходящих за рамки традиционных. К числу таких способов относятся проективные карты.
Зачастую человек не может до конца понять суть своей проблемы, разобраться, в чем трудности и объяснить это психологу. В этом случае для определения цели работы и диагностики очень помогает метод ассоциативных карт. При рассмотрении изображений на ассоциативных картах человек исследует свой внутренний мир. Изображение вызывает у него ассоциации из опыта его жизни, открывает возможности восприятия за пределами сознания. Рассматривая изображение, человек может понять то, что до этого не осознавал. Метафорические карты помогают осознать, прочувствовать, в чем заключается проблема и увидеть ее решение, преодолеть стресс, справиться с потерей, увидеть перспективу в жизни, ощутить в себе новые ресурсы. Ассоциативные карты я применяю успешно: и в индивидуальном, и в семейном, и в групповом консультировании. Применение метафорических карт в группе, основано на равном сотрудничестве и активности всех ее членов, помогает лучше узнать друг друга и правильно выстроить отношения.
Пример из практики: женщина 40 лет долго не могла вспомнить себя в детстве, ни в 5 лет, ни в 7, ни в 9…. Даже не помнила, как она пошла в школу. Совершенно вытесненный из сознания период жизни. А вспомнить очень важно. Что там было? Была ли она счастлива? Или была трагедия? С кем она жила в разные годы? Вроде мама была где-то рядом, но общения с ней не помнит. Я показала ей карты, разложила картинками вверх и попросила выбрать те изображения, которые откликаются в душе…и она выбрала маленькую девочку, стоящую в одиночестве на опушке леса, а рядом нет ни жилья, ни людей. Клиентку пронзила острая душевная боль, и хлынули слёзы. Она вспомнила, что жила у бабушки в деревне, а мама в городе. Бабушка с дедушкой хорошо к ней относились, но они все время были заняты работой на земле, и девочка проводила большую часть времени одна, мама приезжала редко, и была холодной и грозной.
Вот так карты помогли вынести из подсознания целый поток информации, чувств и глубинных убеждений, с которыми можно было работать, корректируя искажение мышления и Я-концепции. Ведь установки у этой дамы были такие: «Меня никто не любит и не полюбит никогда, я не заслуживаю любви», «Я плохая, недостойная» и тд.
Когнитивно-поведенческая терапия> | Метафорические ассоциативные карты> | Техника радикального прощения> |