Личность. Формирование и развитие
ЗНАНИЕ ЭЛЕМЕНТАРНЫХ ОСНОВ ПСИХОЛОГИИ
МОЖЕТ СЫГРАТЬ ВАЖНУЮ РОЛЬ В ЖИЗНИ КАЖДОГО ЧЕЛОВЕКА.
Понятие «личность» не является сугубо психологическим и изучается всеми общественными науками, в том числе философией, социологией, педагогикой и др. В психологии акцент делается на попытке создать согласованную картину личности в ее взаимосвязях с миром, жизнью, социумом и пр. Кроме того, изучаются динамические аспекты душевной жизни, индивидуальные различия.
Человек приходит в этот мир с конкретным генофондом и индивидуальной физиологией, но это нельзя назвать личностными характеристиками, как и его особенное развитие познавательных процессов. Чаще всего в содержание понятия «личность» включают устойчивые свойства человека, которые определяют значимые поступки в отношении других людей.
Можно допустить следующее определение: личность – это конкретный человек, взятый в системе его устойчивых социально обусловленных психологических характеристик, которые проявляются в общественных связях и отношениях, определяют его нравственные поступки и имеют существенное значение для него самого и окружающих. Проще говоря:
• Личность – это социальный субъект и совокупность его личностных и социальных ролей, его предпочтений и привычек, имеющиеся у него знания и опыт.
• Личность – это человек, самостоятельно выстраивающий и контролирующий свою жизнь и несущий за нее полную ответственность.
Последнее определение, на мой взгляд, самое важное. Из опыта своей работы и жизни могу прямо сказать: не каждый человек является личностью, которая самостоятельно и эффективно выстраивает свою жизнь, и уж тем более несет за нее полную ответственность. Многие взрослые люди «зависли» в устоях своей родительской семьи и не осознают, чего же на самом деле, хотят и могут они сами. Не понимают: куда идти, какие качества развивать? Как построить семью с гармоничными взаимоотношениями? Как любить? Как доверять? А достойны ли они любви? Почему? Эти вопросы необходимо задавать себе и размышлять, размышлять, искать ответы. Где? В первую очередь внутри себя, в учебниках (грамотность еще не отменили совсем), у специалистов, наблюдать за жизнью других людей, прослеживать причинно-следственные связи. Помните, как в русских сказках: пойдешь налево, коня потеряешь, направо – счастливым будешь, а прямо – голову отрубят. Нет неправильных решений, есть разные последствия. Как же найти свою дорогу?
Я бы так определила последовательность шагов по поиску верного для данного индивидуума направления.
1. Познать себя: выявить генетические предрасположенности (к стрессу, другим заболеваниям), изучить тип сформировавшегося уже характера, темперамент, способность обучаться, осознать свои приобретенные навыки и пр.
2. Выделить сильные и слабые стороны своих характеристик.
3. Прислушаться к душе. Чего же я хочу добиться или построить, или что такое комфортная жизнь для меня, не третирующая окружающих.
4. Прислушаться к голосу разума. А чего же я могу достичь из желаемого, имея данный багаж своих характерных черт? Какие черты характера мне нужно постараться развить, чтобы всё же достичь желаемого?
5. Построить план формирования своей личности. Это необходимо для эффективного и продуктивного выполнения поставленной перед собой цели, а так же для эффективного взаимодействия с находящимися вокруг нас людьми. Такой расчетливый подход к жизни позволит нам избавиться от неоправданных ожиданий, что в свою очередь избавляет от переживания тяжелых эмоций. А эмоции определяют качество нашей жизни.
6. Признать индивидуальные особенности других людей. Окружающих тоже нужно изучать, чтобы разговаривать с ними на их языке, если мы хотим, чтобы нас поняли.
Немного поговорим об эмоциях, раз уж они определяют качество нашей жизни. Большую часть времени наши эмоции служат нам вполне успешно, мобилизуя нас заниматься тем, что является самым важным в нашей жизни, и доставляя нам самые разные виды удовольствия. Но иногда наши эмоции могут создавать нам проблемы. Происходит это в момент, когда наши эмоциональные реакции становятся неадекватными ситуации.
• Мы можем испытывать и показывать правильную эмоцию, но с неправильной интенсивностью (например, наше беспокойство было оправдано, но мы проявили чрезмерный испуг).
• Мы можем испытывать правильную эмоцию, но проявлять её ненадлежащим образом (например, наш гнев был оправдан, но молчаливая форма его проявления была контрпродуктивной).
• Мы испытываем не ту эмоцию, которую должны были бы испытывать.
В первых двух случаях гораздо легче исправить эти неподходящие эмоциональные реакции, а вот третий изменить сложнее. Проблема состоит не в том, что мы были слишком испуганы или проявили свой страх ненадлежащим образом, а в том, что мы как выясняется позднее, вообще не должны были испытывать страх. Почему возникла неподходящая эмоциональная реакция? Можно ли полностью разрушить триггер (т.е. «спусковой механизм») эмоции так, чтобы, например, когда к вашему телефонному разговору подключается другой абонент, вы не испытывали гнева?
На эти и другие вопросы я смогу вам ответить в процессе индивидуального консультирования.
Получая рекомендации психолога, вы научитесь:
1. Планировать своё время.
2. Определять приоритеты в делах.
3. Успешно завершать сложные и нелюбимые дела.
4. Избавляться от похитителей времени.
5. Управлять собственными эмоциями.
6. Повышать личную эффективность.
7. Использовать эффективные методы самовосстановления.
8. Находить источники вдохновения и самомотивации.
Запись на приём по тел. +7(937)7511375.